МЫ ИГРАЕМ Мак БЕРНИ
В качестве комментария к музыкальному прочтению оперетты Д.Д.Шостаковича «Москва, Черемушки» хочется рассказать о некоторых особенностях данной исполнительской версии. Главная особенность связана с тем, что мы играем Шостаковича в аранжировке современного английского композитора Джерарда Мак Берни, ученика Дмитрия Дмитриевича. Такой выбор не случаен – эту аранжировку к исполнению в нашем театре предложила вдова композитора Ирина Антоновна Шостакович. Оркестровка была сделана в 1994 году по заказу Пимплио Опера и очень скоро получила высокую оценку многих композиторов и дирижеров.
Чем же она примечательна?
Версия для камерного оркестра Джерарда Мак Берни – это не просто другая инструментовка, это аранжировка-фарс! В ней многие мысли Шостаковича приобретают утрированный вид: с помощью специфической оркестровки и неожиданных исполнительских приемов образное содержание оперетты значительно обостряется, и перед нами предстает сатирический взгляд со стороны автора на всю парадоксальность идей и образа жизни советского человека в советской стране.
Безусловно, весь тематический материал самого Шостаковича с непрекращающимся использованием цитат советского, народного и уличного фольклора явно указывает на пародийную природу этого произведения, однако представить себе отход от академического стиля высказывания даже в период хрущевской «оттепели» просто не представляется возможным! У нашего иностранного современника Джерарда Мак Берни нет таких сдерживающих факторов, поэтому он решительно и смело интерпретирует идеи Шостаковича; вместе со сменой оркестровки меняется и жанровая направленность сочинения: перед нами уже не большой симфонический оркестр, а джазово-эстрадный бэнд в количестве 25 человек!
Мак Берни специально отказывается от строгой академической манеры исполнения симфонического оркестра и полностью сосредотачивается на создании характерного язвительно-разнузданного тембра уездного «оркестрика», само звучание которого живо характеризует происходящее как некий балаган. В зависимости от контекста, колорит оркестра варьируется: то это биг-бэнд на танцплощадке в послевоенной Москве, то эстрадный оркестр эпохи 60-х, то народный ансамбль на ярмарочной площади, лихо наяривающий песню о «Черемушках»!
Основу оркестра составляет ритм-группа в составе ударной установки, фортепиано, гитары и контрабаса. Далее – экстравагантные саксофоны, вечный спутник карикатур малый кларнет in Es, кларнет in В, пронзительная флейта пикколо, трубы с джазовыми сурдинами и тромбон. Струнные также ярко комментируют происходящее, выдавливая из себя то вульгарное вибрато, то капризное глиссандо, то визгливо подпевая в верхнем регистре духовикам, повторяя каждую фразу с назойливым тремоло. При этом джазовая импровизация на фортепиано освежает звучание оркестра, придавая ощущение легкости и танцевальности.
Эта аранжировка - взгляд на расстоянии, взгляд по прошествии времени. Когда – то о «хрущевках» в Черемушках говорили с гордостью, теперь их сносят… Одни жильцы переселяются в высотки, а другие, более успешные, меняют эти квартиры на престижные районы и дома. Давно прошло время коммунистических идеалов, минуло и сменившее его время перестройки, нуворишей. Идет время олигархов.
Время вообще идет, независимо от политического строя…
Какими тембрами охарактеризуют композиторы нашу эпоху, как это зазвучит в оркестре лет через пятьдесят? Кто знает? Об это остается только догадываться; однако место для едкой сатиры было и остается во все времена.
Дирижер-постановщик спектакля Мария Максимчук