Новости Сочи. №85 13 мая 2006 г.
НАКАПЛИВАЯ ОПЫТ
В Зале органной и камерной музыки под руководством дирижера Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Марии Максимчук прошел концерт из цикла "Популярная музыкальная коллекция"
Музыке Мария Максимчук стала учиться, как и многие дети, с 6 лет. Тогда она еще не предполагала, что музыкальная школа – только начало успешной карьеры. В выпускном классе школы Мария познакомилась с педагогом по классу фортепиано Анной Захаровной Рубиной, которая поддержала ее желание продолжить и дальше учиться музыке.
-Мария, дирижер – профессия элитарная и отнюдь не массовая. Еще реже можно встретить дирижера-женщину…
– Профессия дирижера всегда нравилось тем, что на сцене ты находишься не один, а с оркестром. Но все же думала, в каком направлении продолжить образование, что выбрать: фортепианное отделение, теории музыки или дирижерское? И после хорового отделения училища поступила в Московскую консерваторию на хоровое и параллельно на дирижерское отделения.
На третьем курсе консерватории стала часто бывать в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сначала как слушатель, затем – дирижер-стажер. А к окончанию моего обучения сложилась ситуация, когда театр должен был ехать на гастроли в Америку, но серьезно заболел второй дирижер.
– Заболел, по всей видимости, “в вашу пользу”?
– Получается, что да. В театре к тому времени меня знали и пригласили на гастроли, которые продлились два месяца. Так и получилось, что моя серьезная, премьерная работа оперного дирижирования состоялась в Америке.
В этом году в театре защитила свою первую постановку – музыкальную комедию Шостаковича "Москва, Черемушки", приуроченную к юбилею композитора.
Признаюсь, первое время вся концертная программа снилась по ночам, крутилась в голове и по порядку, и задом наперед. А со временем, видимо, приучила держать себя в руках, контролировать.
– Мария, какие цели ставите перед собой в работе?
– Безусловно, важно, какую должность ты занимаешь. Но не стоит на этом зацикливаться. Главное – профессиональный рост! Достижение определенного уровня. В этой связи считаю очень полезными гастроли, причем важна работа с любым новым оркестром, будь он слабый или сильный. Работа в одном коллективе замыкает: ты привыкаешь к музыкантам, они – к тебе … Никакого разнообразия! А гастроли – это каждый раз бесценный опыт.
– Что, на ваш взгляд, отличает российских дирижеров от зарубежных коллег?
– Ни-че-го! Это универсальная профессия, и я считаю, что если видишь отличия, то это не в пользу дирижера. Или ты хороший исполнитель (дирижер, музыкант), или средний, или тебя лучше вообще не слушать. Но российским музыкантам все же кое-чего не хватает. Мы, например, хорошо знаем, играем, чувствуем русскую классическую музыку, ориентируемся в музыке эпохи романтизма и более поздней. Но недостаточно хорошо разбираемся в музыке периода классицизма, только-только начали прикасаться к эпохе барокко. Все это еще не стабильно, на ощупь. Думаю, что российским музыкантам нужно расширять свой кругозор. Например, когда мы приезжаем за рубеж и видим, что оркестры не всегда понимают, как играть Чайковского, Глазунова, Рахманинова, то в силу того, что это наша, русская музыка, естественно привносим наше ее понимание. И музыканты это мгновенно схватывают. Нам же нужно учиться чувствовать, знать и уметь исполнять музыку, написанную до периода романтизма. Это, прежде всего, вопрос профессиональной школы.
– Что было самым сложным в первый год работы дирижером, с какой проблемой столкнулись?
– Для начинающего дирижера проблема – уметь передать свои замыслы оркестру, ведь каждый музыкант воплощает все так, как он думает и как он чувствует. А дирижеру нужно, чтобы то, что музыканту, к примеру, неинтересно или неблизко, исполнили так, как он этого хочет и понимает. Важно правильно формулировать то, чего ты хочешь добиться от оркестра и на уровне идей, и на уровне технического воплощения.
– Вам это удается?
– Чувствую, что да. Приходит опыт, каждая встреча с новым коллективом дает новые знания, дополнительные впечатления, подсказки. Например, с Сочинским оркестром сработались достаточно быстро, музыканты понимают, что от них требуется и стараются работать.
– В вашей карьере были моменты, за которые стыдно и их хотелось бы изменить?
– Всегда сильно переживаю, когда что-то не получается. Поэтому если делаю спектакль, то записываю его на видео, если провожу репетицию, то ее анализирую. Больших промахов в работе, слава Богу, не было, но в каждой репетиции, выходе на сцену и к оркестру есть маленькие победы и поражения. Взаимоотношения одного человека с коллективом это если и не бой, то экзамен точно. Либо он решится в твою пользу, либо нет. Всегда надо быть предельно внимательным.
– Мария, как вы относитесь к тому, что музыку, написанную великими музыкантами, используют для звонков на мобильных телефонах?
– Сейчас много чего опошляется. Уровень восприятия, отношения не только к искусству, но и к жизни очень низкий. Дикторы на радио и телевидении коверкают русский язык, классическая музыка укорачивается, пересказывается, а Моцарт становится композитором, писавшим мелодии для мобильных телефонов… Считаю это мировой болезнью общества.
– Попсу слушаете?
– Я не понимаю подобную музыку, но изолироваться от нее нельзя: незатейливые мотивчики звучат повсюду (по радио и телевидению, из динамиков и машин). Эстрада – жанр, достойный внимания и имеющий право на существование, но то, что сейчас называют поп-музыкой, не могу назвать музыкой вообще.
– А как относитесь к тому, что классику начинают переигрывать рок-музыканты?
– Сейчас подобные переложения встречаются довольно часто. Это и Григ в исполнении финской группы виолончелистов "Апокалиптика", и электронные версии классики Жана Мишеля Жара, группа "Скорпионс", работающая с Голливудским симфоническим оркестром, Венской и Берлинской филармониями. Безусловно, подобные "опыты" делают большой реверанс в адрес рок-музыкантов. Вообще рок-музыку считаю несоизмеримо выше по своей идее по сравнению с попсой. Неплохо и то, что у них есть устремления играть классику. Есть люди, которые полюбили Баха, услышав его музыку на электрогитаре. Наверное, это один из путей, и пусть он развивается, раз люди к этому идут и тянутся.
– Вы увлекаетесь афро-американской музыкой. Как удается совмещать классику и негритянские спиричуэлсы?
– У меня был период, когда серьезно занималась изучением афро-американской музыки. Спиричуэлс – жанр хоровой духовной музыки, жанр экзотический, афро-американский фольклор. Для изучения истории возникновения жанра, исполнительства в 1999 году ездила в Америку, в Северную Каролину, собирать материал. Два месяца провела в американском университете, собрала много материала по теме и главное – послушала, как поют в Америке. Мне нравятся ранние формы джаза, блюз. Была в школе Дюка Эллингтона в Вашингтоне. Подобный опыт пригодился, поскольку, исследуя джаз, находишь много интересных моментов.
– Мария, вы в Сочи впервые? Какое впечатление производит наш город?
– В Сочи я отдыхала прошлым летом, а вот с концертом действительно приехала впервые. Город замечательный, с фантастически красивой природой. У вас великолепные концертные площадки – Зал органной и камерной музыки и Зимний театр. Думаю, интересно было бы возродить традицию серьезных симфонических концертов на открытых площадках. В Москве, к примеру, сейчас это очень развито. Вспомнить хотя бы пасхальные фестивали, а в Тамбове в имении Ивановка среди цветущего яблоневого сада проводится фестиваль Рахманинова. В Сочи есть все условия для подобной работы. Ваша природа – живая декорация для живой музыки.
НАША СПРАВКА:
Мария Максимчук в 2002 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора В.С.Синайского) и аспирантуру в классе профессора Г. Н. Рождественского.
Проходила стажировку в Университете Гарднер-Уэбб (Северная Каролина), занималась в мастер-классах профессоров Х. Риллинга (Германия), С. Плейт (США), Т. Ферн (США), В. Чайпека (Австрия).
Преподает в Московском музыкально-педагогическом колледже.
После стажировки от Министерства культуры РФ в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко по специальности "Дирижер оперного театра" работает сначала в качестве дирижера-ассистента, а с 2004 – дирижером Московского академического Музыкального.
С 2005 года Мария Максимчук – дирижер-стажер Государственного академического Большого театра России и приглашенный дирижер симфонического оркестра Государственной телерадиокомпании SODRE (Монтевидео).
Участница проектов Баховского общества Московской консерватории, руководит барочной капеллой "Золотой век" в Московской консерватории, работает с симфоническими оркестрами филармоний России, сотрудничала с коллективом Симфонического оркестра Министерства обороны РФ.
Изучала историю афро-американской музыки. Автор исследовательской работы "Истоки американской духовной музыки", посвященной истории возникновения и особенностям исполнения негритянских спиричуэлсов.
Беседовала Елена НОВИКОВА.
Фото автора.